Наго́рно-Караба́хская Респу́блика, Респу́блика Арца́х[1] (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն, Արցախի Հանրապետություն — Lernain Gharabaghi Hanrapetut’yun, Arts'akhi Hanrapetut’yun) — не имеющее выхода к морю непризнанное государство[17], провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР[18].

10 декабря 1991 года был проведён референдум (тогда как независимость Азербайджанской Республики была провозглашена не посредством референдума) о статусе НКР, 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован[19] азербайджанским меньшинством области. Референдум не был признан международным сообществом. Кроме территорий НКАО и Шаумяновского района Азербайджанской ССР референдум также проводился на части территории Ханларского района, впоследствии получившей в карабахской и армянской литературе название Геташенский подрайон, что, как указывают власти НКР, юридически закрепило вхождение данной территории в состав Нагорно-Карабахской Республики[20][21][22]. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон[23][24], вызванных применением массового насилия и этнических чисток.

В 1991—1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами[25][26][27][28].

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.

К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели взять Шушу, «пробить» коридор в районе города Лачин, воссоединивший территории Нагорного Карабаха и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав блокаду НКР.

В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия взяла под контроль весь Шаумяновский, большую часть Мардакертского и Аскеранского районов.

В 1992 году, с целью экономической поддержки бывших советских республик, в США был принят «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act). Сенатом США к акту была принята 907-я поправка, которая запрещала оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США, до тех пор пока Азербайджан не прекратит блокаду и военные действия против Армении и Нагорного Карабаха. Согласно некоторым источникам, поправка была принята под давлением армянского лобби[29][30][31][32]. По мнению Сванте Корнелла, поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана[33], а закрытие границы с Арменией, по мнению авторов книги «Хрупкий мир», произошло из-за оккупации азербайджанских земель[34]. Более того, по мнению Сванте Корнелла, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение — Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго»[33].

С целью отражения действий Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.

Армии Обороны НКР удалось взять под контроль большую часть ранее контролируемых Азербайджаном территорий Нагорно-Карабахской автономной области, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана. Данные действия были квалифицированы Советом безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами[25][26][27][28].

5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке, Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.

В 1992 г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха[35].

Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.

Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.
Политическая жизнь

Нагорно-Карабахская Республика является президентско-парламентской республикой. Главой государства является президент, исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром.
Президент
Панорама Степанакерта
Основная статья: Президент Нагорно-Карабахской Республики

    Президентом с 2007 года является Бако Саакян.

    Его предшественником был Аркадий Гукасян, который занимал пост Президента с 1997 по 2007 годы.

Национальное Собрание
Основная статья: Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики

Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.

В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:

    партия «Свободная Родина»
    «Демократическая партия Арцаха»
    партия «За нравственное возрождение»
    Коммунистическая партия
    блок «АРФ Дашнакцутюн — Движение-88»
    партия «Наш дом — Армения»
    партия «Социальная справедливость»

На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам»[36]). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве»[37].
Правительство
Основная статья: Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из Премьер-министра НКР, Вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом Президента НКР в присутствии Премьер-министра.

Премьер-министром является Араик Владимирович Арутюнян, а вице-премьером Спартак Апетнакович Тевосян.

В правительстве есть 12 министерств, из которых 4 (Министерства Юстиции, Социального обеспечения, Культуры и по делам молодёжи и Градостроительства) возглавляют женщины.[38]
Постоянные представительства НКР
Основная статья: Постоянные представительства Нагорно-Карабахской Республики

    Flag of Armenia.svg Армения — Ереван[39]
    Flag of Russia.svg Россия — Москва[39]
    Flag of the United States.svg США — Вашингтон[39]
    Flag of France.svg Франция — Париж[39]
    Flag of Australia.svg Австралия — Сидней[39]
    Flag of Lebanon.svg Ливан — Бейрут[39]
    Flag of Germany.svg Германия — Потсдам[39]

География
Основная статья: География Нагорно-Карабахской Республики
Рельеф

Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Аракской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов[40].
Климат

На территории Нагорно-Карабахской Республики распространено 2 климатических пояса, климат здесь мягкий умеренный, на значительной территории — сухой субтропический. Среднегодовая температура воздуха здесь составляет +10,5° С. Самые жаркие месяцы — июль и август, средняя температура которых составляет +21,7° С и +21,4° С. Средняя температура самых холодных месяцев (январь-февраль) — около 0° С. Наиболее теплыми местностями на территории Нагорно-Карабахской Республики являются низменные зоны Мартунинского и Мартакертского районов.

В зимние месяцы относительно холодный пояс охватывает высокогорный, в особенности северный отрезок — Мравский хребет. Наименьшая температура в низменной зоне опускается до −16° С, в предгорье — до −19° С, высокогорье — от −20° С до −23° С. Наиболее высокая температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, среднегорных и горных местностях — от +32° С до +37° С.

На территории республики преобладают горно-долинные ветры. В весенние и летние месяцы часто бывают проливные дожди и сильные грозы. Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 до 700 мм, часто встречается туман. Наименьшие осадки выпадают в равнинной зоне — в низменных частях Мартакертского и Мартунинского районов — и составляют 410—480 мм в год. Наибольшее количество осадков выпадает в высокогорной зоне — 560—830 мм в год.[41][42]

Водные ресурсы
Основная статья: Гидрография Нагорно-Карабахской Республики

Реки относятся к бассейну Куры (Тертер, Хачен, Каркар) и Аракса (Кенделан, Ишханагет)[43]. Из-за имеющегося наклона почти все реки Нагорно-Карабахской Республики текут с гор с запада и юго-запада на восток и юго-восток в Арцахскую долину. Наибольшими реками являются: Тертер, Хачен, Аракс, Воротан; Тертер — наибольшая.

Озёра на территории страны практически отсутствуют, лишь на крайнем западе расположено пять водоёмов, три из котороых называются: Сев лич (граница НКР с Арменией), Большой Ал, Малый Ал.

На территории страны расположено три водохранилища: Сарсангское, Хаченское, Хода Афарин (граница НКР с Ираном).

Территориальные изменения

    апрель — май 1992 — установление контроля над Лачинским районом.
    9 мая 1992 — установление контроля над Шушой.
    июнь — июль 1992 — утрата контроля над Шаумяновским районом.
    март 1993 — установление контроля над Кельбаджарским районом.
    13—23 июня 1993 — установление контроля над частью Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов.
    31 августа 1993 — установление контроля над Кубатлинским районом.
    23 августа 1993 — установление контроля над Джебраильским и большей частью Физулинского районов.

Население
Основная статья: Население Нагорно-Карабахской Республики

По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек (99,74 %), русских — 171 человек (0,1 %), греков — 22 человека (0,02 %), украинцев — 21 человек (0,02 %), грузин — 12 человек (0,01 %), азербайджанцев — 6 человек (0,005 %), представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %)[53]. В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка — на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых — дети[53][54][55]. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек[56].
Статус
Nuvola apps important recycle.svg
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и ряда других международных организаций[57]: в 1993 году Советом Безопасности ООН были приняты четыре резолюции, касающиеся Карабахского конфликта, квалифицирующих контроль армянами территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, как оккупацию территории Азербайджана армянскими силами[25][26][27][28], в марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов ООН[58][59] (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против принятия данной резолюции), в 2009 году Государственный департамент США в своём ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана»[60].

В настоящий момент Нагорно-Карабахская Республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Для обозначения властей НКР как стороны конфликта в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» (англ. «Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчёркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона[61]. Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами Республика Абхазия[3][62][63][64][65] и Южная Осетия[3][62], а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой[4][62].

Парламент крупнейшего по населению австралийского штата Новый Южный Уэльс также признал право народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение и призвал власти Австралии официально признать независимость НКР[66][67][68]. Резолюции с призывом к президенту и конгрессу США признать независимость НКР приняли законодательные органы власти американских штатов Род-Айленд[69][70], Массачусетс[71][72], Мэн[73][74] и Луизиана[75][76][77].

Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…»[78].

По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться непризнанным государством[79][80][81].

По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном[82]. В 2006 году Президент Армении Роберт Кочарян заявил, что его страна признает независимость Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик[83].

Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, считают нелегитимными выборы, проводимые в регионе армянскими властями[84]. В частности, 21 мая 2010 года Кэтрин Эштон, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что Европейский союз не признает конституционные и юридические рамки, в которых 23 мая 2010 года «будут проведены „парламентские выборы“ в Нагорном Карабахе» и что «это событие не должно помешать мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта»[85].

20 мая 2010 года Европарламент принял резолюцию о «необходимости стратегии ЕС по Южному Кавказу», в которой заявлено, что ЕС необходимо проводить стратегию по поддержке стабильности, процветания и разрешения конфликтов на Южном Кавказе[86]. Территории, окружающие Нагорный Карабах, были охарактеризованы в резолюции как оккупированные территории Азербайджана, в ней выражалось мнение о необходимости незамедлительно отказаться от включения этих территорий в состав НКР. Также в ней отмечалось, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса[87]. С сентября 2011 года начались появлятся противоречивые сведения о возможности признания Уругваем Нагорного Карабаха (азербайджанские источники это отрицают)[88