Нахичева́нская Автоно́мная респу́блика (азерб. Naxçıvan Muxtar Respublikası) — эксклав Азербайджанской Республики, являющийся, в соответствии с Конституцией Азербайджана и собственной конституцией, автономным государством в составе Азербайджанской Республики.
Территория — 5,6 тыс. км². Население — 400 000 человек (2009), 99,1 % азербайджанцы[1][2]. Столица — город Нахичевань.
Впервые топоним Нахичевань упоминается в Географии Птолемея под именем "Наксуана" (греч. Ναξουὰνα, англ. Naxuana)[3]. Согласно М. Фасмеру топоним Нахичева́нь происходит от армянского собственного имени «Νaχič» и арм. слова "avan" — "местечко", др.-перс. «avahana» — «местечко, деревня»[4] (позднее тюрк. трансформация — Нахичеван или Нахчыван (дж → ч). Как отмечает видный немецкий филолог Г. Хюбшман, топоним Нахичевань происходит от армянского префикса «нах» и слова «иджеван», и означает «место первой высадки»[5]. Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) в качестве места высадки Ноева ковчега упоминает топоним Апобатерион (греч. Αποβατήριον[6]), что грамматический буквальный перевод армянского "Нахиджевань" [6] (арм. Նախիջևան), означает „местом высадки“ и идентифицируется с Нахичеваном[6]. Флавий сообщает также об этническом составе края:
»Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «Местом высадки», и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега"[5][7].
Наиболее ранняя письменная форма названия "Нахтчаван" (арм. Նախճավան), где «нахтча» — древне-армянское родоплеменное название, а элемент "ван" (варианты: "вани", "вана"), в древности очень продуктивный в топонимии Закавказья и Малой Азии, употреблялся со значениями «место», «дом», «земля», «страна», а также в роли суффикса принадлежности. Таким образом, с учётом древности топонима можно считать, что первичным было название местности "Нахтчаван" («Земля рода Нахтча»), а по ней затем получил название возникший на этой земле город[8].
В 1990-е годы русскоязычные азербайджанские источники, а впоследствии и Роскартография, стали использовать топоним Нахчыва́н, в СМИ других стран и литературе обычно используется традиционный советский топоним Нахичева́нь.
География
Занимает юго-восточную часть Закавказского нагорья[9]. Почти 75% территории лежит на высоте более 1000 м. На севере простирается Даралагезский хребет, на востоке — Зангезурский хребет (с высшей точкой республики г. Капыджик, 3904 м)[9]. Южная и юго-западная части территории вдоль реки Аракс — равнина высотой 600—1000 м. Средние температуры января от −3 °С на равнине до −14 °С в горах; июля соответственно +28 и +25 °С (на вершинах до +5 °С). Осадков в год от 200 мм на равнине до 600 мм в горах.
Впервые Нахичевань упоминается в Географии Птолемея как "Наксуана". Согласно этому источнику, город был основан в 4400 году до н. э.[10][11].
Согласно М. Фасмеру[12] и Г. Хюбшману[5] топоним «Нахичевань» происходит от арм. → «Нах» — первичная, «иджеван» — высадка. Однако, как отмечает Хюбшман, «Нахичевань» не был известен под этим названием в древности. Вместо этого, он заявляет, что современное название эволюционировало в «Нахичевань» от «Нахчаван» — где приставка «Нахч» было именем, а «aван» от арм. «ավան» → «местность».[13]
Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной Нахичевани, относятся к эпохе неолита. Во II тысячелетии до н. э. на территории Нахичеванской Автономной Республики была развита Нахичеванская археологическая культура. В начале I тысячелетия до н. э. эта территория входила в состав государства Урарту. В VIII—VII вв. до н. э. территория Нахичеванской Автономной Республики входила в состав государств Манна и Мидия, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии Армения, граничила с Мидией рекой Аракс. Позже вошла в состав царства Атропатена[9].
С начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Армении. Нахичевань находилась в центре армянского государства, простиравшегося, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигра[14]. Согласно армянскому географу VII века Ананию Ширакаци, в составе Армении район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник[15], причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтн (район Ордубада) входили в состав Васпуракана[16], тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник[17] (карта провинции, автор Роберт Хьюсен[18]). Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул мардпетов, а их род именовался Мардпетакан[19]. Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчаване Тиграном Великим были поселены евреи, выведенные из Палестины. Когда во время персидского нашествия на Армению в 369 г. город был взят персами, они вывели оттуда „две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев“[20][21]. В конце IV в. в Гохтне проповедовал учёный и монах Месроп Маштоц, который именно там пришёл к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением[22][23]. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.
В составе Персии и Арабского Халифата
К началу н. э. Нахичевань была важным пунктом торговли между Западом и Востоком. Территория Нахичевани в III веке была завоёвана Ираном[уточнить], в 623 — Византией, в середине VII века — арабами.
Когда они дошли до пределов армянских, то рассеялись для нападения. Они разделились на три отряда, из которых один выступил на васпураканскую область и завладел селами и замкам, до города Нахичевана; другой на страну Тарон, третий, дойдя до Когойовита, осадил укрепление Арцап…[24]
В 705 году арабы заживо сожгли в церквях Нахичевана и соседнего селения Храм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек)[25][26][27].
В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нём не играло[26].
Армянские города расположенные вдоль реки Аракс, в том числе и Нахичевань, в течение средневековья многократно становились ареной борьбы[28]. Так, например, в середине X века эмир Дайсам ибн Ибрагим во главе курдских войск вторгся в Армению и захватил Нахичевань[29]. Далее контроль над этой территорией было оспорено курдской династией Шеддадидов, иранской династией Саларидов и Раввадидадами — по-видимому курдизированными арабами[
В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов. Примерно в 1500 году к северу от реки Аракс, в Персидской Армении, поселяется тюркское кочевое племя кангарлу[50].
Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеванский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел всё население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению»[51][52][53]. Всего из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 250—300 тысяч армян[54][55]. В частности, лишился своего населения крупный город, населённый преимущественно армянами[56] и бывший центром армянской торговли (прежде всего шёлком) в регионе — Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками[51]. Её население около 20.000[57] человек было переселено в Исфахан[58], где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха[59].
Современная исследовательница Е. Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»): а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»; б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей); б) экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане[60]. В числе переселённых было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению специалиста по истории Ирана Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы — суннитов[
Нахичеванское ханство
Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок»[62].
В 1720-гг. некоторые территории (район Ордубад-Агулис) Нахичеванского края были заняты[63] Давид Беком и Мхитаром Спарапетом — предводителями армянского национально-освободительно движения в Сюнике (Зангезур).
В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдар-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.
В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии[64], однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью[65], и согласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеванское и Эриванское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России[66]. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров, в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгерли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешёл на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожалован чин полковника русской службы и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек наибом Ордубадского округа[67]. В октябре 1837 года Эхсан Хан был произведён в генерал-майоры[68]. В 1839 году, под давлением главноуправляющего на Кавказе генерала Е. А. Головина Эхсан Хан вынужден был отказаться от должности наиба. В порядке компенсации он был назначен походным атаманом Кенгерлинского войска, а позже военно-походным атаманом Закавказских мусульманских войск[69].
Указом Николая I от 21 марта 1828 года, сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединённых к России Нахичеванского и Эриванского ханств была образована Армянская область[70] , из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.
Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез[71].
Согласно данным 1831 года в Нахичеванской области проживали 37 тыс. армян (из который 2,7 тыс. старожилы[72], 10 тыс. переселенцы из разных регионов) и 17,1 тыс. азербайджанцев (кавказских татар)[73]. По данным на 1886 год на территориях, составивших современную Нахичеванскую Автономную Республику, этнический состав был следующим: на части Давалинского участка Эриванского уезда: татары (азербайджанцы) — 4,215 (100 %); на части Нахичеванского уезда: татары (азербайджанцы) — 47,117 (59,1 %), армяне — 31,968 (40,1 %), курды — 473 (0,6 %); на Шарурском участке Шаруро-Даралагёзского уезда: татары (азербайджанцы) — 27,453 (86,4 %), армяне — 4,075 (12,8 %)[74][неавторитетный источник?].
По данным на 1896 год в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) — 56,95 %, армяне — 42,21 %, курды — 0,56 %, русские — 0,22 %, грузины и цыгане 0,06 %. В уезде была 1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей[75]. Перепись 1897 года зафиксировала в Нахичеванском уезде 100,771 человек[76], из которых татары (азербайджанцы) — 63,7 %, армяне — 34,4 %, русские — 0,9 %, курды — 0,6 %